81590038     

Тэффи Н А - О Дневнике



Тэффи - "О Дневнике"
Мужчина всегда ведет дневник для потомства.
"Вот, думает, после смерти найдут в бумагах и оценят".
В дневнике мужчина ни о каких фактах внешней жизни не говорит. Он
только излагает свои глубокие философские взгляды на тот или иной пред-
мет.
"5 января. Чем, в сущности, человек отличается от обезьяны или живот-
ного? Разве только тем, что ходит на службу и там ему приходится выно-
сить разного рода неприятности..."
"10 февраля. А наши взгляды на женщину! Мы ищем в ней забавы и разв-
лечения и, найдя, уходим от нее. Но так смотрит на женщину и бегемот..."
"12 марта. Что такое красота? Еще никто до сих пор не задавался этим
вопросом. А, по-моему, красота есть не что иное, как известное сочетание
линий и известных красок.
А уродство есть не что иное, как известное нарушение известных линий
и известных красок.
Но почему же ради известного сочетания мы готовы на всякие безумства,
а ради нарушения палец о палец не ударим?
Почему сочетание важнее нарушения?
Об этом следует долго и основательно подумать".
"5 апреля. Что такое чувство долга? И это ли чувство овладевает чело-
веком, когда он платит по векселю, или что-нибудь другое?
Может быть, через много тысяч лет, когда эти строки попадут на глаза
какого-нибудь мыслителя, он прочтет их и задумается, как я - его далекий
предок..."
"6 апреля. Люди придумали аэропланы. К чему? Разве это может остано-
вить хотя бы на одну тысячную секунды вращение земли вокруг солнца?.."
----
Мужчина любит изредка почитать свой дневник. Только, конечно, не же-
не, - жена все равно ничего не поймет. Он читает свой дневник клубному
приятелю, господину, с котором познакомился на бегах, судебному приста-
ву, который пришел с просьбой "указать, какие именно вещи в этом доме
принадлежат лично вам".
Но пишется дневник все же не для этих ценителей человеческого ис-
кусства, ценителей глубин человеческого духа, а для потомства.
----
Женщина пишет дневник всегда для Владимира Петровича или Сергея Нико-
лаевича. Поэтому каждая всегда пишет о своей наружности.
"5 декабря. Сегодня я была особенно интересна. Даже на улице все
вздрагивали и оборачивались на меня".
"5 января. Почему все они сходят с ума из-за меня? Хотя я, действи-
тельно, очень красива. В особенности глаза. Они, по определению Евгения,
голубые, как небо".
"5 февраля. Сегодня вечером я раздевалась перед зеркалом. Мое золо-
тистое тело было так прекрасно, что я не выдержала, подошла к зеркалу,
благоговейно поцеловала свое изображение прямо в затылок, где так шалов-
ливо вьются пушистые локоны".
"5 марта. Я сама знаю, что я загадочна. Но что же делать, если я та-
кая?"
"5 апреля. Александр Андреевич сказал, что я похожа на римскую гетеру
и что я с наслаждением посылала бы на гильотину древних христиан и смот-
рела бы, как их терзают тигры. Неужели я действительно такая?"
"5 мая. Я бы хотела умереть совсем, совсем молоденькой, не старше 46
лет.
Пусть скажут на моей могиле: "Она не долго жила. Не дольше соловьиной
песни".
"5 июня. Снова приезжал В. Он безумствует, а я холодна, как мрамор".
"6 июня. В. безумствует. Он удивительно красиво говорит. Он говорит:
"Ваши глаза глубоки, как море".
Но даже красота этих слов не волнует меня. Нравится, но не волнует".
"6 июля. Я оттолкнула его. Но я страдаю. Я стала бледна, как мрамор,
и широко раскрытые глаза мои тихо шепчут: "За что, за что". Сергей Нико-
лаевич говорит, что глаза - это зеркало души. Он очень умен, и я боюсь
его".
"6 августа. В



Назад