81590038     

Урнов М - Конан Дойл, Шерлок Холмс И Профессор Челленджер



М. УРНОВ
КОНАН ДОЙЛ, ШЕРЛОК ХОЛМС И ПРОФЕССОР ЧЕЛЛЕНДЖЕР
Послесловие
(к сборнику А. К. Дойла "Затерянный мир")
Конан Дойл созрел как писатель в пору, когда в Англии развивалось
литературное течение, называемое неоромантизмом, то есть романтизмом новым
в отличие от романтизма первых десятилетий века, а также в
противоположность натурализму и символизму - двум другим течениям,
сформировавшимся в последней трети XIX столетия. Р. Л. Стивенсон с его
"Островом сокровищ" (1883) - первый и образцовый представитель
неоромантизма, его теоретик и вдохновитель. Неоромантиком был Джозеф
Конрад и, кроме того, ряд менее значительных писателей, из которых в свое
время особенным успехом пользовался Райдер Хаггард, автор романов "Дочь
Монтесумы", "Копи царя Соломона" и др.
"Как надоело все расслабленное и как требуется нам нечто сильное и
яркое", - говорил Стивенсон, выражая в нескольких словах устремления
неоромантиков. Он спорил с упадочными настроениями декадентов, с их
унынием, замкнутостью, он протестовал и против убогого бытописательства.
Неоромантики не разделяли пристрастия натуралистов к бытовой
атмосфере и к приземленным героям. Они искали красочных, энергичных,
вдохновенных героев, необычной обстановки, бурных событий.
Фантазия неоромантиков двигалась в разных направлениях: они звали
читателей в прошлое или в далекие земли, к неизведанному и необычному. Они
совсем не обязательно уходили от современности, но представляли ее с
неожиданной стороны, вдали от городских будней.
Конан Дойла влекло историческое прошлое, влекли моря, и не только
дальние, но и вымышленные страны, а главное - романтика рядом, где-то
здесь, за углом. У Герберта Уэллса есть рассказ "Волшебная лавка", у Конан
Дойла - "Таинственная дверь", и по этим двум произведениям видно, как
владело английскими писателями стремление неожиданно открыть средь бела
дня некую тайну, вдруг отыскать "дверь в стене", через которую можно будет
проникнуть в необычайный мир. Шерлок Холмс называл это своим "пристрастием
ко всему необычному, ко всему, что выходит за пределы привычного и
банального течения повседневной жизни". Но тот же Шерлок Холмс следовал
четкому правилу: "Чтобы отыскать эти непонятные явления и необычайные
ситуации, мы должны обратиться к самой жизни, ибо она всегда способна на
большее, чем любое усилие фантазии".
Последуем этому совету, и прежде чем говорить о писателе и его
книгах, обратим внимание на некоторых людей, его окружавших. Перед нами
встанут, собственно, три фигуры - словно тени, они возникают за спиной
многих персонажей Конан Дойла.
Кто же они?
Джордж Бадд, студент Эдинбургского университета, впоследствии доктор
Бадд. Когда под пером Конан Дойла явится прославленный сыщик Шерлок Холмс,
он получит свою неукротимую энергию от Джорджа Бадда, бригадир Жерар
заимствует у него же манеру прихвастнуть, а профессор Челленджер в
"Затерянном мире" будет совершенно так же, как Бадд, носиться то с
проектом обезвреживания торпед, то нового и дешевого способа получения
азота из воздуха и т. д. и т. п.
Следующий - профессор анатомии Эдинбургского университета Вильям
Резерфорд. Лекции, рассказывают, он начинал читать еще в коридоре,
постепенно входя в аудиторию. И это было одно из мелких и безобидных
чудачеств, которые за профессором числились. Черная, особого фасона борода
Резерфорда - вот она у того же профессора Челленджера вместе с другими
привычками, манерами и фантазиями ученого-оригинала.
И еще одно, особенно важное лицо.



Содержание раздела