81590038     

Уваров Юрий - Бессмертный Шедевр



Юрий УВАРОВ
Бессмертный шедевр
"Декамерон" Джованни Боккаччо был опубликован в 1353 году. Но интерес к
нему не угас и 640 лет спустя. Это произведение принадлежит к тем удивительным
творениям человеческого гения, которые не подвластны времени и не утрачивают с
веками своей художественной ценности. Их называют памятниками мировой культуры
или классикой.
Но в этой классической литературе "Декамерон" занимает совершенно особое
место: его любят читать. Живостью изложения, кипучим жизнелюбием или же,
напротив, острым драматизмом содержания он привлекает читателей сильнее, чем
большинство других памятников культуры. Всякий, кто хоть один раз в жизни брал
в руки эту книгу, никогда не забудет чувства жгучего волнения и захватывающей
увлеченности, которое он испытал, особенно если читал ее в юности.
Такие уникальные, неувядаемые произведения создаются обычно на стыке эпох,
когда традиционные, вековые устои начинают расшатываться под напором новых
исторических сил и тенденций, что находит свое отражение и в политической
борьбе, и в экономических сдвигах, а нередко и в области культуры, где
конфликт не желающего уходить старого с новым, пробивающим себе путь, рождает
интересные и яркие произведения.
Так происходило и в Италии XIV века. За много веков до того здесь был
центр могучей Римской империи, в которой господствовала античная культура с ее
великими достижениями и языческим культом человеческого тела и живой, земной
жизни.
На развалинах Римской империи выросли феодальные государства с руководящей
ролью католической церкви, которая в течение почти тысячи лет безраздельно
владела умами и душами людей. Каноны человеческого поведения основывались на
религиозной морали, которая звала к аскетизму, к отречению от Земных радостей,
принижала значение инициативы отдельной личности в ее жизнедеятельности и
доказывала необходимость быть покорным богу и подчиняться церкви.
Прочно сложившиеся средневековые представления впервые всерьез подверглись
сомнению в Италии XIV века. В этой стране шло быстрее, чем в других частях
Европы, развитие городов и городской культуры, потому что Италия имела выходы
к морю, развивала мореплавание, а это стимулировало бурный рост торговли и
денежных отношений (итальянские ростовщики давали деньги в долг под проценты
даже европейским королям).
В итальянских городах складывались новые координаты жизненных ценностей,
основанные на более высоком, чем прежде, понимании значимости отдельной
личности и более богатом и неоднозначном восприятии мира. Культура стала
постепенно освобождаться от узкодогматических церковных идеалов. Этому в
немалой степени способствовало изучение давно забытых и почти уничтоженных в
средние века трудов античных авторов. Ученых-философов и филологов, которые
стали заниматься поиском, переводом и пропагандой старинных рукописей на
древнегреческом или латинском языке, назвали впоследствии гуманистами (от лат.
humanitas - гуманитарные науки). Этот термин в XIX веке приобрел смысл -
защитник человеческих ценностей (от второго значения латинского слова -
humanitas - человечность). Поскольку эти ученые возрождали великую культуру
Древней Греции и Древнего Рима, то исторический период, когда это происходило
(т.е. практически XIV-XVI вв.), получил название Эпоха Возрождения, или
Ренессанс (от фр. слова lа renaissance - возрождение).
Джованни Боккаччо (1313-1375) был одним из наиболее известных и уважаемых
ученых-гуманистов своего времени. Его отец был богатым и вли



Назад